Кибербудущее Якутии

 

16 мая 2019 г. генеральный директор АО «Венчурная компания «Якутия» Василий Ефимов и председатель Республиканской общественной организации Федерация компьютерного спорта Республики Саха (Якутия) Баир Дамдинжапов подписали соглашение о сотрудничестве.

Соглашение заключено в целях развития в регионе компьютерного спорта как части международного спортивного достижения и реализации совместных проектов.

 

Врезка определения: Киберспорт — не соревнования человека с компьютером. Это соревнование человека с человеком, где компьютер выступает в качестве спортивного инвентаря, как шахматная доска или футбольный мяч. В свою очередь оболочка — игра, обеспечивает поле или условия для соревнования.

 

Киберспорт в Якутии, России и мире

Основными целями ФКС являются развитие компьютерного спорта как части международного спортивного движения и подготовка людей к жизни в информационном обществе. Среди тех, кто увлекается компьютерным спортом, есть школьники, студенты и взрослые. Поистине данный вид спорта не налагает возрастных ограничений и не имеет территориальных границ. И с каждым годом сообщество игроков только растет.

Федерация компьютерного спорта (ФКС) Республики Саха (Якутия) создана в 2001 году Арсеном Томским, одной из первых в стране. По данным ФКС Якутии, сегодня количество якутян, занимающихся компьютерным спортом, составляет порядка 10 000 человек. В Якутске регулярно проводятся соревнования, турниры, фестивали, и, так сложилось, что наши игроки всегда выделялись очень высоким уровнем.

Федерация компьютерного спорта России была основана 24 марта 2000 года. А 25 июля 2001 года Россия первой в мире официально признала киберспорт видом спорта. Но в 2006 году киберспорт был исключён из Всероссийского реестра видов спорта из-за того, что не соответствовал требованию развиваться в более чем половине субъектов Российской Федерации. Тем не менее, в 2014 году самый известный и титулованный российский киберспортсмен Алан «Alan» Енилеев удостоился чести нести олимпийский флаг на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи наряду с другими спортсменами, представлявшими традиционные виды спорта.


Региональный отбор в Якутске на World Cyber Games Russia 2010

 

Официально восстановить свои позиции в России киберспорт смог лишь 7 июня 2016 года, когда вышел соответствующий приказ Минспорта России о введении в реестр официальных видов спорта России. А 13 апреля 2017 года ещё один приказ Минспорта перевёл компьютерный спорт в раздел «виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне». Для киберспортсменов ввели разряды и звания по их дисциплине и возможность проведения официального чемпионата страны. К сведению, в этом же разделе находятся футбол, хоккей, баскетбол и другие традиционные виды спорта.

В 2018 году Федерация компьютерного спорта России анонсировала первый в истории Чемпионат России по киберспорту. Спортсмены из Якутии приняли участие в Чемпионате и вошли в ТОП-5 лучших команд.

 

В мире наибольшую популярность киберспорт получил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Олимпийском совете Азии, куда входят 45 олимпийских комитетов стран Азии, действует специальный Комитет по Е-спорту, председательство которой находится сейчас у Гонконга.  В Китае действует госпрограмма по развитию киберспорта. Корейцы признали киберспорт олимпийской дисциплиной второго уровня, приравняв его к шахматам и шашкам. В США киберспортсмены получили возможность бесплатно учиться в университетах. Члены университетских киберкоманд получают такие же стипендии, как университетские игроки в американский футбол. Международная киберспортивная ассоциация ведет работу по признанию киберспорта олимпийской дисциплиной.

ФКС Якутии намерена развивать свое международное сотрудничество, в первую очередь со странами Азии. Венчурная компания «Якутия» будет способствовать поиску зарубежных партнеров и новых бизнес моделей для нашего региона.

 

Врезка: В числе самых популярных киберспортивных дисциплин - симуляторы спортивных игр (серия игр FIFA); стратегии в реальном времени (StarCraft), командные игры на боевой арене (League of Legends, Dota 2), соревновательные головоломки (Hearthstone), так же недавно официальной дисциплиной стали файтинги.

 

Растущий бизнес

Рынок быстро развивается, и примечательно, что Россия является третьей по темпу роста киберспорта. Однако, киберспорт – это не просто спорт. Его зрелищность собирает многомиллионные аудитории. Не секрет, что в нем крутятся большие деньги. В киберспорт инвестируют такие крупные бизнесмены, как Уоррен Баффет, Джефф Безос, Джек Ма, Алишер Усманов, Юрий Мильнер и другие.

Похожее изображение

По прогнозу аналитиков Newzoo, выручка индустрии киберспорта ежегодно будет расти на 40%, а аудитория кибертурниров — на 11% в год. По совокупной аудитории киберспорт уже сейчас может соперничать с хоккеем и американским футболом. 

Как же делаются деньги на киберспорте? Главный источник денег  – это крупные бренды,  издатели игр. Они организуют большинство турниров и финансируют киберспортивные команды. Это помогает им продвигать свои продукты среди обычных пользователей и удерживать многомиллионную аудиторию без ежемесячного выпуска новых фич. 

Независимые организаторы кибертурниров зарабатывают на спонсорской поддержке, продаже билетов и трансляции мероприятий. Они продают рекламодателям внимание привлеченной аудитории. Кроме издателей игр, турниры чаще всего спонсируют производители компьютеров, электроники и геймерских девайсов.

  

Большой потенциал

Чем больше развивается киберспорт, тем больше становится похожим на традиционный спорт.

Как уверяют профессиональные киберспортсмены, многие из них увлекаются активными видами спорта. Хроническое сидение у компьютера не приведёт к победе, если повредит здоровью. Так что время, посвященное движению, считается частью спортивной дисциплины игрока.

Однако сейчас речь идет не только об одной профессии - игроке. В целом, индустрия киберспорта позитивно отражается для развития разных компетенций и создаёт условия для модернизации навыков. Например, из-за специфики отрасли довольно сложно найти бухгалтера, который может ставить на баланс стикеры из игры, или юриста, который может оформить разные трансферы игроков с поправкой на киберспортивную специфику; сложно найти тренеров команд, менеджеров по развитию и т.д.

Кроме того, даже у тех, кто занимается киберспортом на любительском уровне, наблюдаются отличные навыки мышления и работы в условиях многозадачности, у капитанов команд развиты лидерские качества, а остальные умеют слаженно работать в команде. Поэтому киберспорт может стать кузницей будущих управленцев и предпринимателей. В условиях перехода республики к проектному и процессному управлению киберспорт может стать альтернативой традиционным видам тимбилдинга. При этом важно развивать киберспорт в Якутии сбалансированно: не только через поддержку сообщества и отдельно взятых спортсменов, но и через работу с обществом по изменению устаревшего негативного образа геймеров. Сами игроки должны понимать, что киберспорт – это большой спорт высоких достижений, который требует труда, терпения, упорства, где здоровый образ жизни, успеваемость и социальное взаимодействие имеют первостепенное значение.

Первым значимым совместным проектом ФКС РС(Я) и Венчурной компании «Якутия» станет летний киберспортивный лагерь, который пройдет в Якутске в августе 2019 года. Безусловно, это самое ожидаемое событие киберспортивного сообщества Якутии в этом году.

Киберспорт демонстрирует устойчивый рост аудитории с высокой долей лояльных зрителей, а киберспортивные соревнования собирают аудиторию, сопоставимую с аудиторией крупных традиционных событий.

 

Сегодня у нас есть реальные кейсы успешных ребят:

24-летний Якутянин Георгий Ханташкеев выиграл 7,5 тысячи долларов на международном турнире по киберспорту, более известный в геймерском сообществе как MaggoGx, стал победителем международного турнира WePlay! Artifact Mighty Triad: Agility.

 

Картинки по запросу Константин Никонов hearthstone

В феврале 2018 года Константин Никонов, более известный в геймерском сообществе как ChiakiNanami, занял 16-е место на международном турнире Tour Stop Season 1 2018 — HCT Germany, и 2-е место в финале Кубка России по киберспорту-2018.

 

Сегодня ФКС РС(Я), тесто работает с ФКС Россией и является Якутским отделением ФКС России, участвует на таких крупных мероприятиях как Школьная Лига, Студенческая Лига, Кубок России, Чемпионат России, Кубок России по интерактивному футболу.

Компьютерный спорт открывает новые возможности для повышения интереса среди молодежи к получению образования в области информационных технологий, а для компаний важно заинтересовать их, ведь это возможно будущие квалифицированные кадры с цифровыми компетенциями.

 

 

Источник: Савина Данилова, Баир Дамдинжапов.



© 2012-2019 АО «Венчурная компания «Якутия»
Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 677000
ул. Ленина, д.1, 7-й этаж, каб.724 (здание IT-Парк)
Телефон/факс: +7 4112 34-00-94
Email: inbox@yakutiaventure.ru

Сайт не является публичной офертой
Разработка: Глеб Иванов

Поиск